Стратегия развития туризма на территории Тюменской области на период до 2011 года Тюмень - страница 13

^ Приложение 3. Туризм на фоне наиболее емких потребительских рынков Урала и Сибири
Необходимость развития туристического сектора на Территории Тюменской области иллюстрируется данными авторитетного исследования Аналитического центра «Эксперт-Урал».

По данным Центра наибольший инвестиционный эффект принесут сектора, ориентированные на потребительский спрос


^ Рис. 12. Потенциалы роста и темпы роста отраслей в регионах Урала и Сибири




Источник: Аналитический Центр «Эксперт-Урал», Деловой журнал «Эксперт-Урал», проект «Урал, как центр притяжения капитала»


^ По данным исследования Эксперт-Урал, размер потенциальных вложений в потребительские рынки Тюмени составляет 105 млн долларов.

Тюмень традиционно выступает как опорный центр северных округов области. За счет миграции доля экономически активного населения в Тюмени составляет до 70% Среднедушевые доходы немногим отстают от екатеринбургских. В областном центре оседает большая часть денег территории: в Тюмени высокие показатели розничного товарооборота и услуг на душу населения, количества личного автотранспорта, темпов строительства и реализации жилья, расходов на образование детей. Уровень доходов горожан стимулирует развитие потребительских рынков.

Городов, подходящих для сравнения с Тюменью, на Урале нет. По основным критериям наиболее близок к Тюмени Иркутск: доходы и численность населения отличаются не более чем на 3%. Для тех рынков, где эти параметры отступают на второй план, Тюмень в разных случаях можно сопоставлять с Ижевском, Оренбургом, Омском, Краснодаром и Волгоградом.

Анализ показал свободные ниши общей капиталоемкостью порядка 105 млн долларов в половине исследуемых рынков. Из всех городов это второй результат после Уфы, где в 25 потребительских рынков можно вложить 143 млн долларов.

Все потенциально привлекательные рынки можно разделить на 3 группы с точки зрения масштаба:


Рынки, требующие крупных вложений (от 1 до 6 млн. долларов в один объект)

В первую группу вошли восемь рынков, способных притянуть львиную долю инвестиций 93%, почти 98 млн. долларов. (Для сравнения: в Уфе на крупный капитал приходится 84% возможного объема вложений.) В отличие от общероссийской ситуации, где первое место по привлекательности принадлежит сегменту игровых автоматов (капиталоемкость более 170 млн. долларов), Тюмень достаточно развитый в этом плане город и явных свободных ниш здесь нет. Зато лидером стали горнолыжные комплексы: по размеру совокупных инвестиций этот сегмент занимает третью позицию среди 19 городов (110 млн. долларов). Не заполнен сегмент гостиниц среднего класса. По свидетельству участников рынка, жесткая конкуренция существует лишь среди бывших советских гостиниц с уровнем сервиса ниже трех звезд. В секторе 3 - 4 звезды работает только один крупный отель и несколько небольших на 15 - 20 номеров.

По прогнозам, именно средний сегмент и будет активно развиваться в ближайшие три-пять лет. Замыкают тройку наиболее интересных в Тюмени рынков гипермаркеты и Cash & Carry. Привлекателен сегмент кинотеатров, кабельного телевидения и ресторанов класса "люкс".


Рынки, требующие средних вложений (100 - 300 тыс. долларов)

В группе для средних инвесторов семь рынков общей капиталоемкостью более 5 млн. долларов. Среди них магазины косметики и парфюмерии, аудио- и видеосалоны, фаст-фуды и кофейни. На 85 - 95% в сравнении с другими городами сейчас заняты тюменские рынки спорттоваров, салонов красоты и аптек: даже если они не будут расти, потенциал для вложений присутствует.


Рынки, требующие небольших вложений (не более 100 тыс. долларов).

Для малого бизнеса наиболее интересен рынок химчисток и прачечных, частных школ и салонов оптики. Небольшие свободные ниши в сегментах специализированных услуг нянь и гувернанток, салонов свадебной одежды. Объем требуемых инвестиций - 1,7 млн. долларов.

Максимальная насыщенность среди городов группы в Тюмени на рынках обуви, ювелирных изделий, фитнес-центров и гостиниц высшего класса. Здесь потенциал для вложений неочевиден. Однако участники рынка убеждены: за счет роста масштабов города вкладывать в будущем можно и в эти сегменты. В 2006 году, к примеру, в Тюмени должен появиться инорегиональный салон красоты; специалист из работающего уже фитнес-клуба уверен, что "можно строить еще и еще"; потенциал сектора гостиниц 4 - 5 звезд специалисты оценивают предположительно в 400 - 600 номеров.

Источник: АЦ «Эксперт-Урал», «Инвестиционные возможности городов Урала и России: структурные дыры»2005


Перспективны инвестиции в строительство гостиниц высшего класса (170 млн. долларов на все города выборки). В приоритете Челябинск и Новосибирск. Свободные ниши в сегментах гостиниц эконом- и среднего классов составляют 130 и 150 млн. долларов соответственно. Строительство гостиницы в три звезды (200 номеров, площадь 6 - 10 тыс. кв. метров) оценивается в 10 - 20 млн. долларов, окупаемость - в среднем 7 лет. Для строительства гостиниц эконом-класса самые инвестиционно емкие города - Омск, Саратов, Волгоград, Нижний Новгород, Пермь и Самара, среднего класса - Екатеринбург, Краснодар, Тюмень, Оренбург и Уфа.

Следующий сегмент по совокупному размеру свободной ниши - горнолыжные комплексы (110 млн. долларов). Полноценный комплекс должен включать помимо оборудованной трассы гостиницу с инфраструктурой, точки общественного питания. Желательны места для летнего отдыха (иначе сроки окупаемости существенно возрастают). Стоимость такого комплекса в "низкобюджетном" варианте - от 3 до 10 млн. долларов. Если для Москвы и Подмосковья окупаемость горнолыжных курортов составляет 6 - 7 лет, то для других городов, например Екатеринбурга, превышает семилетку. С точки зрения вложений наиболее интересны Самара, Нижний Новгород, Тюмень, Новосибирск, совокупная капиталоемкость в каждом - около 20 - 30 млн. долларов.


^ Табл. 15. Наиболее перспективные города по объему капиталовложений и количеству свободных ниш

Город

Совокупный размер инвестиций, млн. долл.

Кол-во рынков (за исключением рынков для малых инвесторов)

Уфа

131

16

Тюмень

103

15

Новосибирск

163

10

Краснодар

123

8

Омск

109

9

Екатеринбург

101

9

Оренбург

95

17

Волгоград

95

11

Пермь

89

15

Нижний Новгород

84

11

Самара

78

9

Челябинск

88

8

Красноярск

45

10

Ростов-на- Дону

62

8

Саратов

43

4

Ижевск

33

5

Казань

20

8

Иркутск

9

4

Ярославль

8

2


Рис. 13. Свободные инвестиционные ниши городов Урала и Сибири














7433208534349731.html
7433257514225887.html
7433414018797853.html
7433566940651266.html
7433761589495705.html