О. Б. Пароля основы стандартизации и сертификации учебно-методический комплекс - страница 3

Классификация объектов стандартизации

Объекты стандартизации

Продукция (товары народного потребления, средства производства)

  • сырье и природное топливо;

  • материалы и продукты;

  • готовые изделия;

  • отдельные аспекты однородных групп продукции (термины, обозначения, технические требования, методы контроля, правила приемки, маркировки, упаковки, транспортирования и хранения)

Услуги (бытовые, производственные)

  • материальные

  • нематериальные

  • отдельные аспекты однородных групп услуг (термины, технические требования. методы оценки)

Процессы

  • процессы, происходящие на отдельных стадиях жизненного цикла продукции;

  • процессы, связанные с нематериальным производством (статистическая, банковская, издательская деятельность)

  • управленческие процессы

  • измерительные процессы

  • процессы учета и переработки информации

Рисунок 2.Объекты стандартизации


  1. Методические основы стандартизации.


Метод стандартизации — это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

В стандартизации широко применяются математические методы, методы прикладных, технических и экономических наук, методы социологии и д.р.

Собственными методами стандартизации являются:

Программно-целевой метод заключается в разработке и практической реализации комплексных целевых программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам.

Системный подход является методологическим средством исследования взаимоувязанного множества объектов стандартизации на основании причинно-следственных отношений, обратных связей и целенаправленного развития. Результатом работ по стандартизации, заключающейся в систематизации объектов стандартизации, являются классифицирования и кодирование информации.

Унификация – наиболее распространенный и эффективный метод стандартизации, заключающийся в приведении объектов к единообразию на основе установления рационального числа их разновидностей. Метод имеет следующие достоинства: снижение стоимости производства новых изделий и трудоемкости их изготовления; повышение серийности, уровня автоматизации.

Различают следующие типы унификации.

Работы по унификации могут проводиться на четырех уровнях заводском, отраслевом, межотраслевом и международном.

Симплификация – разновидность унификации, представляющая собой сокращение типов изделий в рамках определенной номенклатуры до такого количества, которое является достаточным для удовлетворения существующей на данное время потребности. Процесс симплификации основывается на статистике, выявляющей наиболее часто применяемые типоразмеры и конструкции изделий. Следует помнить, что всякое упрощение имеет определенные границы, которые обусловлены экономическими, эстетическими факторами и фактором безопасности.

Типизация – метод, направленный на разработку типовых конструктивных и технологических решений и заключающийся в установлении для данной совокупности типовых объектов, принимаемых за основу (базу) при создании других объектов, близких по функциональному назначению. Этот метод иногда называют методом «базовых конструкций», так как в процессе типизации выбирается наиболее характерный для данной совокупности объект с оптимальными свойствами, а при разработке конкретного объекта (изделия или технологического процесса) выбранный (типовой) объект может претерпевать лишь частичные изменения или доработки. Модифицированная марка изделия в качестве заключительного кодового разряда содержит букву М.

Агрегатирование – метод конструирования, который заключается в создании изделий путем их компоновки из ограниченного числа стандартных унифицированных деталей, узлов и агрегатов.

Агрегатирование широко применяется в машиностроении и радиоэлектронике, базируясь на основных положениях теории машин и механизмов. Оно проводится с целью создания разнообразной номенклатуры изделий, которые наряду с высокой производительностью, обладают свойством быстрой перекомпоновки при изменяющихся условиях производства или эксплуатации. К достоинствам агрегатирования относятся: расширение области применения одних и тех же машин путем замены отдельных деталей (кухонные и сельскохозяйственные комбайны); расширение номенклатуры выпускаемых машин за счет модификации их основных типов и создания различных исполнений; конструктивная обратимость; многократное применение стандартных агрегатов и узлов в новых компоновках.

Классификация – упорядоченное разделение множества объектов на группировки на основе общих признаков. В результате классификации это множество преобразуется в упорядоченную, построенную по определенным правилам систему, что значительно облегчает работу по стандартизации. Классификация является наиболее распространенным методом и используется не только в стандартизации, но и во многих других науках.

Основой процессов управления экономикой является классификация технико-экономической и социальной информации.

Технико-экономическая информация дает представление о техническо-экономических показателях производственной и непроизводственной сферы деятельности.

Социальная информация характеризует социальные и демографические процессы (рождаемость, смертность, прирост, эмиграции и иммиграция населения, социальное обеспечение и обслуживание и т.д.).

В республике создана Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ).

Эта система устанавливает состав и содержание работ по созданию классификаторов технико-экономической информации, поддержанию их актуальности внесением изменений, а также порядок разработки классификаторов и их практического применения. Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭСИ РБ являются: статистическая информация, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.

Результатом работ по классификации и кодированию является разработка классификатора.

Классификатор представляет собой документ, который содержит систематизированный перечень объектов классификации и классификационных группировок, позволяющий находить место каждому объекту и присваивать ему определенное обозначение (код).

Классификатор разрабатывается и утверждается в установленном порядке, он обязателен для применения на различных уровнях управления.

Классификаторы, применяемые в ЕСКК ТЭСИ Республики Беларусь, в зависимости от уровня утверждения и сферы применения делятся на следующие категории:

Взаимозаменяемость – это метод, позволяющий обеспечивать беспригонную сборку машин и приборов из независимо изготовленных с заданной точностью деталей и узлов и выполнять при этом свое функциональное назначение. Взаимозаменяемость достигается за счет обработки чертежей изделий путем расчета, подбора необходимых материалов, а также за счет применения таких методов обработки, при которых разброс размеров деталей укладывается в поле допуска. Данный метод позволяет организовать серийное и массовое производство отдельных деталей, узлов и агрегатов.

Взаимозаменяемость бывает полная и неполная; внешняя и внутренняя.

Специализация – метод стандартизации, который представляет собой организационно-технические мероприятия, направленные на создание производств, выпускающих однотипную продукцию в крупносерийном масштабе с применением оптимальной технологии и продукции с минимальной себестоимостью.

Специализация может быть:

Совместимость – пригодность продукции к совместному использованию без нежелательных последствий. О совместимости чаще всего говорят в медицине, питании, моде. В технической стандартизации совместимость важна при использовании электрооборудования (розетка-вилка-напряжение), компьютерной техники и др.

Метод оптимизации играет важную роль в стандартизации.

Исходя из определения понятия стандартизации, требования стандартов должны быть оптимальны. Стандарты регулируют отношения между изготовителем, продавцом и покупателем в области качества и конкуренции. Суть заключается в том, что производитель должен ориентироваться на изготовление продукции, которая найдет своего владельца, причем последнему должна быть предоставлена возможность широкого выбора. Ставка производителя на качество означает необходимость не только безошибочно определять и удовлетворять требования потребителя, но и максимально повышать качество продукции с одновременным снижением ее себестоимости путем совершенствования организации производства и улучшения его технологии, где стандартизация играет определяющую роль.

Отражение в стандартах современных достижений технического прогресса зависит от динамики требований общества (безопасность, экология, ресурсосбережение), возможностей техники и технологии. Эта проблема решается компромиссом «принцип разумной достаточности норм при осознанном риске». Влияние стандарта на качество неоднозначно. С одной стороны общество (потребитель) ограждается от ущерба, с другой — при все более ужесточающихся нормах необходимо жертвовать, например, ценой. Стандарты, разрабатываемые на основе консенсуса между производителем и потребителем, согласовывают, оптимизируют их требования.

Комплексность стандартизации – это целенаправленное установление и применение взаимоувязанных (сбалансированных) требований как к самому объекту стандартизации в целом, так и его составным частям, другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект. В итоге достигается оптимальный уровень качества. Наиболее эффективный путь обеспечения комплексной стандартизации является разработка и реализация целевых программ (программно-целевой метод стандартизации).

Эффективность использования методов стандартизации носит технико-экономический характер и приводит к ускорению новых разработок, сокращению неоправданного числа объектов одного и того же или подобного назначения, повышению серийности, а также создает условия для внедрения автоматизации и механизации на производстве, что в конечном итоге ведет к повышению качества.


  1. Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»: область распространения, структура, основные положения.


Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" от 05.01 2004г. № 262-3, основан на положениях Соглашений Всемирной торговой организации, учитывает аспекты систем технического регулирования и стандартизации России, Украины и других стран, а также Европейского Союза.

Данный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.

Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации, утилизации или оказанию услуг, определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» включает 5 глав:

^ Глава 1 «Общие положения» (4 статьи)

Глава 2 «Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации» (10 статей)

^ Глава 3 «Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации» (12 статей)

Глава 4 «Международное сотрудничество» (2 статьи)

^ Глава 5 «Заключительные положения» (3 статьи).

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» регламентирует:



Тема 2. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь

  1. Эволюция стандартизации в систему технического нормирования и стандартизации.

  2. Правовая основа технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь.

  3. Понятие системы технического нормирования и стандартизации, ее органы и службы.

  4. Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации.

  5. Планирование и финансирование работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь.

  6. Организация государственного надзора в области технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь.

  7. Информационное обеспечение и в области технического нормирования и стандартизации.




  1. Эволюция стандартизации в систему технического нормирования и стандартизации


Формирование Государственной системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992г. и осуществлялось на принципах, выработанных Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ, и преемственности ранее действовавшей системы. При этом учитывались условия переходного периода экономики республики к рыночным отношениям, повышение самостоятельности предприятий, свободы выбора организационных форм и методов хозяйствования, необходимость интеграции в мировую экономическую систему.

Созданная в Беларуси система стандартизации, в которой в качестве обязательных требований государственных стандартов определены требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов контроля, была построена с учётом того, что в республике ещё не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам продукции и услуг. Кроме того, согласно этой системе, политика в области стандартизации определялась органами государственного управления, которые также осуществляли надзор за выполнением требований стандартов.

Вместе с тем в международной практике стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе и проводимой заинтересованными сторонами на принципах открытости и прозрачности в рамках независимых, признанных организаций по стандартизации. Результатом этой деятельности является принятие стандартов, соблюдение которых носит добровольный характер. Наблюдавшееся расхождение между Государственной системой стандартизации и системами стандартизации ведущих европейских стран стало существенным препятствием для вступления Республики Беларусь в ВТО, а также для продвижения отечественной продукции на мировой рынок.

Исходя из перспектив развития стандартизации в мировом масштабе, Госстандарт разработал «Концепцию развития стандартизации в Республике Беларусь», в которой были определены основные меры по переходу от ранее действовавшей системы на систему технического нормирования и стандартизации.

Техническое нормирование направлено на то, чтобы обеспечить на рынке достижение необходимого баланса между интересами потребителя и изготовителя, базирующегося на анализе риска продукции при ее использовании и обеспечении защиты потребителя от опасной продукции.

Главной целью технического нормирования является обеспечение оптимального уровня безопасности при минимальном государственном вмешательстве посредством разработки и применения сбалансированных мер на всем пути движения продукции от изготовителя к потребителю, позволяющих, с одной стороны, предотвратить появление на рынке опасной и фальсифицированной продукции, а с другой – минимизировать технические барьеры для изготовителей.

Задачей государственного регулирования в области технического нормирования является правовое регулирование отношений в области установления (разработки и утверждения), применения и исполнения обязательных технических требований.

С целью перехода на систему технического нормирования и стандартизации был разработан закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», с принятием которого белорусское законодательство в области технического нормирования и стандартизации было приведено в соответствие с положениями Соглашений ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) и гармонизировано с законодательством в области стандартизации стран Европейского Союза, России и Украины.

Для исполнения вышеуказанного Закона была разработана и принята программа первоочередных мер по переходу на систему технического нормирования и стандартизации (СТН и С), а также план мероприятий по выполнению данной программы.

Таким образом, в настоящее время деятельность по стандартизации и техническому нормированию в Республике базируется на легитимной основе.

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» в совокупности с Законом «О защите прав потребителей» составляет законодательную основу проведения работ по стандартизации и техническому нормированию в Республике Беларусь.

Помимо законодательной существует нормативно-правовая база проведения работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь, включающая в себя:

Развитие технического нормирования и стандартизации в условиях реформирования экономики республики должно быть адекватно происходящим переменам и соответствовать международно-признанным правилам. На сегодняшний день основными направлениями развития экономики Республики Беларусь являются:

Исходя из этого, а также из перспективных направлений развития стандартизации во всем мире, определены основные исходные предпосылки развития и совершенствования технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь:




  1. Правовая основа технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь.


Формирование национального законодательства в Республике Беларусь в области качества обусловило необходимость создания правовых основ защиты интересов потребителя и государства средствами стандартизации, метрологии и сертификации.

На рисунке 3 представлена система нормативного обеспечения в области качества в Республике Беларусь.

Эту правовую базу управления качеством в Республике Беларусь составляют:

1. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который был утвержден 09.01.2002г. № 90-3. Основное назначение Закона – это правовое регулирование отношений, возникающих между потребителями, изготовителями продукции (работ, услуг), а также предпринимателями при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном и иных договорах.






Рисунок 3. Система нормативного обеспечения в области качества в Республике Беларусь

В данном законе определены права потребителей в соответствии с нормами, установленными мировым сообществом и закрепленными в резолюции Генеральной ассамблеи ООН в 1985г., также установлены механизмы реализации прав потребителей, определена процедура восстановления нарушенных или утраченных прав, разъяснены возможности требования возмещения материального и морального вреда, причиненного потребителю изготовителями продукции (работ, услуг) или продавцами.

Основные положения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» являются базой для разработки и принятия иных законодательных актов, конкретизирующих его положения применительно к отношениям с участием потребителей.

2. ^ Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" от 05.01 2004г. № 262-3, основан на положениях Соглашений Всемирной торговой организации, учитывает аспекты систем технического регулирования и стандартизации России, Украины и других стран, а также Европейского Союза.

3. Закон Республики Беларусь "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации" от 05.01.2004г. № 269-3, принятый и введенный в действие в 2004 году, направлен на совершенствование механизма оценки соответствия с учетом положений Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации (ВТО) и международных принципов. Данный закон определяет правовые и организационные основы оценки соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении оценки соответствия.

4. Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» от 05.09.1995г. № 3848-XII. Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы обеспечения единства измерений в Республике Беларусь и направлен на защиту прав и законных интересов граждан и государства от последствий неточных и неправильно выполненных измерений.

Таким образом, правовое пространство, включающее указанные законы, образует организационно-технический механизм, который дает государству возможность управлять экономикой и создает инструмент регулирования технических барьеров во внешнеэкономической деятельности.


  1. Понятие системы технического нормирования и стандартизации, ее органы и службы


Система технического нормирования и стандартизации – совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, субъектов технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования всей системы в целом.

Органы и службы технического нормирования и стандартизации включают органы государственной власти и различные самостоятельные структурные подразделения, занимающиеся непосредственно техническим нормированием, стандартизацией, сертификацией и метрологией, образуя единую национальную систему государственного регулирования и управления в области технического нормирования и стандартизации (рисунок 4).



Рисунок 4. Система государственного регулирования и управления в области технического нормирования и стандартизации

в Республике Беларусь

Функции системы государственного регулирования и управления в области технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь:

Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает:




  1. Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации.


Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с законодательством осуществляется:

Президент Республики Беларусь осуществляет государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с Конституцией и Законами Республики Беларусь.

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни, здоровью и наследственности граждан, имуществу и окружающей среде, Президент Республики Беларусь может принять решение о разработке и введении в действие технического регламента в особом порядке без уведомления о его разработке и без публичного обсуждения.

Совет Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации обеспечивает проведение единой государственной политики:

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17 апреля 1992г., был образован Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт), на который было возложено «осуществление руководства стандартизацией, метрологией и сертификацией; обеспечение единства измерений, создание и ведение национальных эталонов единиц физических величин; взаимодействие по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации с уполномоченными органами других стран, международными и региональными организациями; осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий, за состоянием и применением измерительной техники».

Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации занимается следующим:

В последнее время одним из важнейших направлений деятельности Госстандарта являлось международное и региональное сотрудничество. Госстандарт состоит из следующие отделов:

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации по вопросам архитектуры, градостроительства и строительства:




  1. Планирование и финансирование работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь.


Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом государственных приоритетов, предложений заинтересованных субъектов ежегодно формирует проект программы разработки технических регламентов и связанных с ними государственных стандартов и представляют его на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь в установленные им сроки.

Программа публикуется в официальных изданиях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Источниками финансирования работ по техническому нормированию и стандартизации являются средства республиканского и местных бюджетов, заинтересованных юридических и физических лиц, а также иные не запрещенные законодательством источники.

За счет средств республиканского бюджета финансируются расходы на:




  1. Организация государственного надзора в области технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь.


Государственный надзор за соблюдением технических регламентов осуществляется следующими органами:

Государственный надзор за выполнением требований регламентов относится к одному из основных направлений деятельности Госстандарта.

Главной целью государственного надзора является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охрана окружающей среды, техническая и информационная совместимость, взаимозаменяемость продукции, единство методов контроля и маркировки, защита прав потребителей и интересов государства.

Эффективный государственный надзор является одним из действенных средств укрепления государственной дисциплины в области стандартизации, метрологии и сертификации, а также качества продукции.

На современном этапе государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и окружающей среды. Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования регламентов, как совместимость и взаимозаменяемость, информационная совместимость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов осуществляет государственный экологический контроль. Государственной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Прочие органы государственного надзора в области технического нормирования и стандартизации:

Проверкам в процессе госнадзора подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла), в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая; услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию; деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации. Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препятствовать, а оказывать содействие государственным инспекторам во всех их действиях, составляющих процедуру госнадзора: свободный доступ в служебные производственные помещения, привлечение к работе специалистов и имеющихся на предприятии технических средств, отбор проб и образцов и т.п. Проверка осуществляется как лично инспектором, так и создаваемыми под его руководством комиссиями.

Государственный надзор за соблюдением технических регламентов осуществляется уполномоченными должностными лицами органов государственного надзора (далее – государственные инспекторы).

Государственные инспекторы имеют право:

– свободного доступа в служебные и производственные помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке;

– получать от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора;

– привлекать по согласованию с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями их специалистов и использовать технические средства для осуществления государственного надзора;

–проводить в установленном порядке отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия требованиям технических регламентов. Стоимость израсходованных проб и образцов, а также затраты на проведение испытаний относятся на издержки производства (обращения) проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

– выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений требований технических регламентов, а также причин, вызвавших эти нарушения;

– выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания о запрете передачи продукции, выполнения процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также оказания услуг, не соответствующих техническим регламентам;

– применять в установленном порядке другие меры воздействия, предусмотренные актами законодательства.

По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, а проведенные проверки заканчиваются составлением акта.

Акт проверки – весьма важный документ, так как на его основании госнадзор выдает проверяемому субъекту предписания или постановления о применении мер воздействия за нарушения, обнаруженные в ходе контрольных проверок.

Ежегодно органами государственного надзора за стандартами проводится около 4500 проверок, охватывается контролем более 10 тысяч наименований продукции.


  1. Информационное обеспечение в области технического нормирования и стандартизации.


Информационное обеспечение является необходимым условием применения и соблюдения требований технических нормативных правовых актов. Для доступности пользователям информации по техническим нормативным правовым актам Госстандарт публикует следующую официальную информацию:

– каталоги технических нормативных правовых актов;

– каталоги технических условий;

– информационные указатели стандартов (ИУС) и технических условий (ИУТУ);

Совокупность технических нормативных правовых актов на бумажных и магнитных носителях, включая все официально утвержденные и изданные или их достоверные копии составляют Национальный фонд технических нормативных правовых актов (НФ ТНПА). НФ образован в 1996 г. Правила ведения фонда установлены в РД РБ0410.46-97. Структура НФ ТНПА представлена на рисунке 5.






Основными задачами НФ ТНПА являются:

– всемерное содействие всем организациям и предприятиям в активном применении в своей деятельности ТНПА по стандартизации;

– оперативное информирование субъектов хозяйствования о наличии, разработке, пересмотре, отмене ТНПА;

В настоящее время в НФ находятся: ТКП, СТБ, ГОСТ Р, ГОСТ, стандарты ИСО и др.


7281923950046093.html
7282009144555808.html
7282108254061316.html
7282300796707570.html
7282443279591951.html