Занина Марина Анатольевна Суркина С. А. С90 Экологическое образование дошкольников: учебное пособие - страница 6



Сформированность указанных выше компонентов экологической культуры замеряется следующими качественными показателями:


Приложение 3
^ Модель педагогической системы формирования экологической культуры в нерегламентированной деятельности.

Основные компоненты

Этапы работы

Целевые установки

Опорные знания

Формы работы
^ Диагностика уровня ЭК
Результаты работы

1этап
Эмоциональный

Обогащение эмоциональной сферы ребенка, формирование эмоционально-положительной установки на чувственное познание законов природы

Природа вокруг нас: живая и неживая

Времена года

Природа и мы

Отображаем природу

Игровые обучающие ситуации (реальные и вербальные)

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

Экологический досуг (экологический этюд)

Задания, направленные на выявление эмоционально-нравственного отношения к природе.

Задания, направленные на определение умения оценивать свои действия и результаты взаимодействия людей с природой

Усвоение большинством дошкольников частичных представлений об основных закономерностях развития живой природы, умения наблюдать и делать умозаключения

2 этап
Обогащающий

Обогащение личного опыта общения ребенка с природой и рас-ширения экологи-ческого кругозора

Формирование практических навыков экологической деятельности

Живые природные богатства

Изменения в природе по сезонам

Природа и мы

Небо и земля

Экологическая тропа

Экскурсии

Дидактические игры

Фенологические прогулки в разные времена года

Экологический досуг

Летний трудовой десант

Задания, направленные на выявление широты экологического кругозора

Задания на оценку практических навыков экологической деятельности

Умение использовать законы и правила в природе для осмысления своего опыта; наличие достаточно обширных экологических знаний для совместной со взрослым деятельности в природе

3 этап Ориентиру-ющий

Формирование прочных знаний, умений и навыков экологического характера.

Ориентация художественно-творческой деятельности ребенка на отображение эмо-ционально-ценност-ного отношения к природе

Природные зоны

Природа как источник вдохновения

Человек – часть природы

Загадочная планета Земля

Экологические праздники

Экологический музей

Библиотека юнната

Викторины

Экологические агитбригады (рисование плакатов)


Задания, носящие характер свободного детского творчества, направленные на отражение личного опыта деятельности в природе

Наличие достаточно обширных эк. знаний, навыков опытно-исследовательской работы, умение отражения личного опыта в продуктах художественно-творческой деятельности



Приложение 4


Основное содержание экологической нерегламентированной деятельности


  1. «Природа вокруг нас; живая и неживая»

В процессе ознакомления с темой "Природа вокруг нас: живая и неживая" дети усваивают и расширяют знания о растениях, животных, человеке как живых организмах. Рост, дыхание, питание, размножение - характерны для живых организмов. Неизменность форм или разрушение их, сохранение численности – характерны для неживых предметов. Дети знакомятся с домашними растениями и животными, уходом за ними.

  1. "Времена года"

Тема "Времена года" дает детям представление об основных особенностях, признаках и отличиях каждого времени года.

  1. «Природа и мы»

Тема "Природа и мы" дает знания о сохранении гармонии в природе, о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов.

  1. «Отображаем природу»

Работа по теме "Отображаем природу" заключается в практической деятельности ребенка, творческом изображении знакомых объектов природы в музыкально-пластических этюдах. Кроме этого дети сочиняют экологические сказки и рассказы на экологические темы, опираясь на те чувства и эмоции, которые они испытывают, общаясь с природой.

^ 5. «Живые природные богатства»

Изучая тему "Живые природные богатства" дети узнают о различных экосистемах Земли и их обитателях, о круговороте веществ в природе, закрепляют знания о взаимосвязи всех живых существ в жилом доме, о том, как они приспособляются к среде обитания, составляют пищевые цепочки.

^ 6. «Изменения в природе по сезонам»

Следующая тема "Изменения в природе по сезонам" расширяет представление об основных сезонах года; Зима - природа в покое; Весна - природа пробуждается; Лето - природа плодоносит; Осень - природа готовится к зиме.

^ 7. «Природа и мы»

Тема "Природа и мы" знакомит дошкольников с признаками, с помощью которых можно предсказывать погоду, дает информацию о том, что происходит разрушение нашей планеты человеком, о способах ее спасения, о том, что необходимо беречь богатства природы в повседневной жизни.

^ 8. «Небо и Земля»

"Небо и Земля" - эта тема дает элементарные сведения об астрономии: Земля - это планета, она не одна в солнечной системе, ее форма и размеры, движение планеты вокруг Солнца - смена дня и ночи, смена времен года, Солнце - источник тепла и света на Земле.

^ 9. «Природные зоны»

Тема "Природные зоны" наиболее полно характеризует основные природные зоны Земли, а также обитателей этих зон, их взаимосвязь со средой обитания. Дети расширяют свои представления о тундре, лесах, степях, пустынях, горах, наиболее полно знакомятся с природой России и родного края.

^ 10. «Природа как источник вдохновения»

При ознакомлении с темой "Природа как источник вдохновения" особое внимание обращено не на материальную, а на духовную сторону природы. Дошкольники знакомятся с произведениями писателей и поэтов, полотнами великих художников-пейзажистов. Педагог поощряет самостоятельную художественно-творческую деятельность детей; вместе с ними сочиняет рассказы и стихи о природе, дает возможность выразить свое отношение к ней с помощью живописи, лепки, конструирования.

^ 11. «Человек – часть природы»

Немаловажна и тема "Человек - часть природы". Она дает представления о влиянии природы на состояние человека, об экологических катастрофах и экологических прогнозах, подводит ребенка к выводу о том, что человек не господин и не раб природы, а ее часть.

^ 12. «Загадочная планета Земля»

Тема" Загадочная планета Земля" знакомит детей с удивительным миром природы, ее тайнами и загадками. В нее входят знания из географии, экологии, биологии, знания об истории нашей планеты.

^ 13. «Береги свой дом»

Работая над темой "Береги свой дом", главной задачей которой является охрана природы, дети на конкретном материале узнают об экологических проблемах планеты, возможных путях их решения.

^ 14. «Природа и эстетика»

При ознакомлении с темой "Природа и эстетика" акцент делается на красоту и гармонию в природе. Необходимо помнить, что не только человек влияет на природу, но и природа влияет на человека. Эстетические свойства объектов и явлений природы человек отражает в предметах и произведениях искусств.

^ 15. «Человек как часть биосферы»

Тема "Человек как часть биосферы" раскрывает завоевание человеком биосферы, ее изменение. Дети знакомятся с природным равновесием и необходимостью учитывать это при организации хозяйственной деятельности людей. Им необходимо запомнить, что здоровым человек может быть только на здоровой планете.

^ 16. «Земля частичка космоса»

Тема "Земля - частичка космоса" дает детям представление о всех небесных светилах, сведения о различных планетах, черных дырах.

Анализируя предложенные темы можно заметить, что объем всех знаний распределен на порции, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Многие темы позволяют демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточняя и расширяя уже сложившиеся представления. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту, но с разных аспектов формирует у детей устойчивый познавательный интерес.


Приложение 5


Комплекс игровых обучающих ситуаций – путешествий в экологическом образовании дошкольников

Предложенные занятия (ИОС) типа путешествий можно использовать в экологическом образовании старших дошкольников. Комплекс состоит из 8 игровых занятий, которые проводятся 1 раз в месяц дополнительно к используемой программе по экологическому образованию дошкольников. Воспитатель берет на себя ведущие роли.

^ Посещение зоопарка

Цель: расширить представления дошколь­ников о диких животных; познакомить с животными, занесен­ными в Красную книгу.

Ход ИОС. В помещении группы из мебели или строитель­ного материала воспитатель устраивает «клетки», в которых находятся «животные» (большие игрушки или картины). Можно соорудить «пруд» для водоплавающих птиц, «загон» для лошадей; в зоопарке можно устроить аквариум, обезьян­ник и т. д.

Посетители зоопарка могут взять с собой «своих детей» - ку­кол (воспитатель тоже может быть с «сыном» или «дочкой»). Кассир, продавая билеты, предупреждает о том, что зоопарк через час закрывается, и просит ребят не задерживаться. Кон­тролер, пропуская посетителей и отрывая билеты, просит де­тей не подходить близко к «клеткам», не кормить животных. На территории зоопарка посетителей встречает экскурсовод (эту роль берет на себя воспитатель), который беседует с ними, рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Детям говорят, что сотрудники зоопарка любят его обитателей, заботятся о них. Экскурсовод возле каж­дой «клетки» ведет с детьми разговор: выясняет, что они зна­ют про это животное, а затем коротко дает новую, небольшую по объему информацию.

При посетителях можно организовать раздачу корма, ос­мотр животных ветеринарным врачом, чистку «клеток». Эти ролевые действия, выполняемые детьми, поддерживают игро­вую ситуацию и позволяют ребятам получать новые сведения. При этом воспитывается бережное отношение к животным. Завершающими объектами осмотра могут быть животные, которые занесены в Красную книгу и охраняются государством (белогрудый медведь, лошадь Пржевальского, снежный барс, уссурийский тигр, гепард, кавказский леопард). Экскурсовод рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.


^ Летняя экспедиция на побережье Северного ледовитого океана

Цель: познакомить детей с суровым клима­том Севера, животными, обитающими в тех краях, их приспо­собленностью к трудным условиям жизни. Дать представление об их жизни в летний период. Сообщить о том, что белый мед­ведь охраняется всеми государствами. Развивать воображение детей, их игровые умения.

Ход ИОС. Воспитатель говорит, что в детский сад пришло письмо от полярников, которые приглашают смелых и отваж­ных ребят принять участие в экспедиции на Север. Для этого снаряжен «самолет», на его борту разместятся дети одной груп­пы. В экспедицию отправятся самые отважные, дисциплини­рованные, осторожные ребята, ведь Север таит в себе много опасностей. «Полетят» те, кто сумеет хорошо подготовиться к суровым условиям Севера.

Подготовка состоит в следующем: необходимо собрать как можно больше сведений о Севере (книги, рисунки, фотогра­фии), принести их в детский сад, всем вместе рассмотреть. Проследить по глобусу (или карте) маршрут экспедиции. Пе­ред долгой дорогой надо потренироваться - научиться преодо­левать различные препятствия, ведь исследователям придет­ся идти узкими тропами, в обход ледяных нагромождений, прыгать через расщелины в горах. К экспедиции следует под­готовить оснащение каждому участнику: рюкзак, теплый ком­бинезон (условно любая теплая одежда), защитные очки, фо­тоаппарат, бинокль или подзорную трубу (игровая атрибути­ка). Нужны также сухой паек (маленькая шоколадка, печенье) и медицинская аптечка для оказания первой помощи.

С момента чтения письма начинается вхождение детей в воображаемую экспедицию на Север. Осуществляя «на полном серьезе» все этапы подготовки, воспитатель поддерживает и уг­лубляет игровую ситуацию.

В эти же дни взрослые продумывают оборудование физ­культурного зала, его оформление под побережье Северного Ле­довитого океана. Пестро-зеленое или пестро-коричневое ков­ровое покрытие может изображать тундру (материк), где па­сутся северные олени (несколько картин или игрушек). Рядом находятся сторожевая собака и оленевод. Из различного физ­культурного оборудования, покрытого белой тканью, создают льдины, ледяные торосы, которые «плавают в океане» (лежат на полу). На некоторых льдинах - животные (белые медведи, тюлени). На шведской стенке можно изобразить скалу с мно­жеством птиц (вставленные картинки). Во время игры в зале (если возможно) включают дополнительный свет (фотолампу, прожектор). Это светит яркое солнце в полярный день.

Перед началом игры воспитатель готовит экипаж самоле­та из трех-четырех ребят (первый и второй пилоты, бортмеха­ник, стюардесса). Пилот должен хорошо знать маршрут поле­та. Он ведет самолет - летит впереди всех с расправленными крыльями (руками). По бокам от него находятся второй пилот и бортмеханик, которые держат в руках бумажные вертушки (пропеллеры). Стюардесса проверяет готовность участников экспедиции к полету.

Приземлившись в тундре, перед выходом из самолета эки­паж и пассажиры надевают теплые комбинезоны. Руководи­тель экспедиции (воспитатель) проверяет, готовы ли ее участ­ники отправиться в путь. Объясняет, что сначала они пойдут по тундре, а затем на льдинах будут путешествовать по Север­ному Ледовитому океану. Путешественников подстерегают опасности: в тундре можно провалиться в болото; на льдинах есть большие трещины, это тоже очень опасно. Все должны быть очень внимательными и оказывать друг другу помощь.

В тундре участникам экспедиции встречается пастух-оле­невод (эту роль исполняет взрослый), который хорошо знает местные условия и знакомит путешественников с северным краем. Рассказывает ребятам о тундре. Показывает им следы белого медведя на льдине. Обращает внимание на плавающего тюленя. Предлагает затаиться и понаблюдать за белым медве­дем, который показался вдали на льдине. Руководитель экс­педиции советует ребятам надеть очки, чтобы яркое солнце и сверкающий снег не слепили глаза. Просит проверить одежду, помогает тем, кто поскользнулся и упал. Напоминает, чтобы дети фотографировали животных, их следы, пейзаж, почаще смотрели в бинокли и подзорные трубы, дабы не пропустить что-нибудь интересное.

Руководитель экспедиции рассказывает о том, что в после­днее время развелось много белых медведей, которые теперь охраняются нашим и другими государствами, на них нельзя охотиться. Таким образом люди спасли медведей от вымира­ния.

Заняв места в самолете, дети снимают теплую одежду, едят сухой паек. Самолет взлетает: путешественники возвращают­ся домой. Вечером фотографы «проявляют» фотопленку, дела­ют фотографии (рисунки).


^ Зимняя экспедиция в Арктику – на Северный полюс


Цель: расширить и углубить представления детей о природе северного края; рассказать о том, как приспосабливаются животные к суровым условиям Севера; дать представление о полярной ночи, северном сиянии, труд­ной работе полярников.

Ход ИОС такой же, как и в предыдущем случае. Игра про­водится в зимнее время во второй половине дня. Самолет встре­чает полярник (взрослый), который поведет экспедицию к полюсу. Он рассказывает ее участникам о белых медведях, тюленях и других полярных животных, о жизни и сложной работе полярников, помогает водрузить флажок на полюсе, объясняет, что такое северное сияние, долгая полярная ночь. Примечание. Оформление зала несколько изменяется. Де­лают сплошное «ледовое покрытие»; игрушечный белый мед­ведь лежит среди сугробов; к потолку подвешивают вертящий­ся зеркальный шар, имитирующий метель; северное сияние можно показать с помощью цветомузыки, слайдов и т. д. Игру проводят в темном зале с открытыми форточками, чтобы со­здать иллюзию холодной полярной ночи на Северном полюсе.


^ Путешествие к берегам Антарктиды в теплое время года

Цель: познакомить детей с крупными морскими животными (кит, дельфин, акула); пингвинами - обитателями Антарктиды, их образом жизни и приспособленностью к водной среде обитания. Дать первоначальное представление о планете Земля, ее главных континентов, океаны. Учить детей пользоваться глобусом, имитировать в игре разные ситуации: пересечение жаркого экватора, приближение к холодной Антарктиде. Дать детям представление об охране животных Антарктике. Развить воображение детей, их игровые умения.

Примечание. Организация и оформление игры могут быть такими же, как в предыдущих ИОС с учетом необходимости создания воображаемой ситуации многодневного плавания по океану на большом корабле. Животные - это подходящие иг­рушки или их изображения на картинах.


^ Путешествие в Африку

Цель: дать детям представление об Африке, жарком климате, пустынях, познакомить с африканскими животными, их образа жизни. Развивать воображение детей, их игровые умения.

Ход ИОС. Отправиться в Африку можно на корабле. Во вре­мя «плавания» (это первая часть игры) воспитатель, играющий роль опытного путешественника, выясняет, что дети знают об Африке, животных, которые там обитают (слон, жираф, лев, обезьяна, крокодил).

Высадив путешественников на берег Африки, руководи­тель похода выясняет, все ли имеют темные очки от солнца, флягу с водой - предстоит длительный переход по пустыне и всем захочется пить. Рассказывает участникам похода, что та­кое пустыня, какая здесь жара, сухость, дождей почти не бы- вает или они не успевают долетать до земли, вода испаряется. Сообщает, что африканская пустыня Сахара самая большая на планете, это самое жаркое место на Земле. Но жарко только днем, а ночью бывает холодно. Песчаные бури, горячие ветры, невыносимая жара и отсутствие воды — это очень тяжелые ус­ловия для жизни. Здесь трудно жить всем: растениям, живот­ным, людям.

После долгого и утомительного перехода по песчаной пус­тыне путешественники видят оазис — место, покрытое расти­тельностью, кустарники и травы. Руководитель похода делает остановку, на привале все отдыхают, пьют воду. Он рассказы­вает о животных, их жизни в этих местах. Показывает паль­мы, кокосовые орехи, финики (угощает детей, если предста­вится возможность). Рассказывает также о других животных, обитающих в Африке. Это слоны, обезьяны, крокодилы и др. (показывает картинки с их изображениями).

Возвращение из Африки может быть «на самолете» (дети убегают, изображая полет).


^ Фотоохота в лесу


Цель: учить детей видеть интересные яв­ления природы и восхищаться ими, наблюдать за цветущими растениями, поведением животных; замечать особенности их внешнего облика. Развивать воображение детей, ролевое пове­дение.

Ход ИОС. Игровая ситуация включается в экскурсию в лес или парк. За несколько дней до экскурсии воспитатель говорит детям, что они пойдут в лес и займутся «фотоохотой». Для этого необ­ходимо взять с собой фотоаппараты, бинокли или подзорные трубы, чтобы с их помощью рассмотреть необычные явления и запечатлеть их. Предлагает детям дома с родителями подгото­вить такие игрушки.

На экскурсии воспитатель играет роль фотографа. (Жела­тельно, чтобы детей сопровождал настоящий фотограф.) Во вто­рой половине дня дети «проявляют пленку», «делают фотогра­фии» (рисунки). Родителям можно предложить записать рас­сказы дошкольников об увиденном на экскурсии.

Через некоторое время можно организовать выставку фо­тографий (реальных и детских рисунков) на тему «Что мы видели в лесу». Эту выставку могут посетить ребята со своими «детьми» (куклами), а также их родители. Рассказы детей вме­сте с рисунками можно оформить в виде книги с таким же на­званием.

^ Прогулка в лес

Цель: вызвать у детей интерес к жизни лес­ных обитателей (животных и растений), познакомить с их при­способительными особенностями; учить детей правильно вес­ти себя в лесу, бережно относиться к природе.

Ход ИОС. Дети покупают билеты и на поезде, составленном из стульев, отправляются за город. «Доехав» до станции «Лес­ная», идут на прогулку в «лес». Воспитатель напоминает пра­вила поведения в лесу, показывает знаки (см. цветную вклей­ку), затем показывает картины (или слайды) с изображением лесных растений и животных. Дети рассказывают о том, какие ягоды и грибы они увидели в лесу. У «болотца» им попадается лягушка, в «овраге» притаилась семья барсуков. Ребята издали наблюдают, как к «ручью» спускается молодой олень и пьет воду. На поляне они с интересом рассматривают цветы, бабочек и стрекоз, вьющихся над ними. Детей поджидает машинист. Все садятся в «вагоны» и возвращаются в город.

Основой игры является воображаемая ситуация: дети идут по лесу (комнате), время от времени присаживаются на поля­не (ковре). Возле «болота» идут осторожно («вязнут ноги»). Важным моментом ИОС является установка воспитателя на правильное поведение в лесу (дети должны быть осторожны­ми, чтобы не наступить на муравьев, не помять цветы).

Примечание. Игру проводят в помещении в любое время года. Познакомить детей с жизнью животных можно с помо­щью картин или игрушек.


7281280345764245.html
7281382843016877.html
7281489368583201.html
7281717026733527.html
7281789273581192.html