Отчет по конкурсу «Компетентностные модели в управлении учебным процессом» kkm702 - страница 7

^ Глава 3. Моделирование развития НКСМИ на основе системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard).


1. Стратегия развития НКСМИ на основе системы сбалансированных показателей; показатели к контрольным точкам стратегии и примерный расчет финансовых средств.
Стратегия развития НКСМИ до 2015 г. конкретизирует на основе методики системы сбалансированных показателей (balanced scorecard)8 концепцию реформирования, изложенную в предшествующей главе. Она предполагает систему взаимосвязей между причинами и следствиями, которая изображена на приведенной ниже схеме. Выделение этой причинно-следственной схемы поможет вычленить те ключевые переменные, которые могут быть подвергнуты эффективному воздействию.

Конечными результатами развития может выступать существенное увеличение объёма привлечённых внешних средств как от коммерческих, так и от государственных структур (финансовый капитал). Для этого необходимо, чтобы государственные и коммерческие структуры приобрели опыт получения от НКСМИ качественных экспертных материалов. Другими конечными результатами, тесно связанными с чисто финансовыми, могут выступать укрепление положения НКСМИ в отечественном и зарубежном научно-экспертном сообществе (социальный и научный капитал) и увеличение влияния НКСМИ на кафедры МГИМО (социальный капитал). Для этого научно-экспертное сообщество должно иметь устойчивый опыт получения от сотрудников НКСМИ качественных научных публикаций и пользоваться результатами структурообразующей деятельности сотрудников НКСМИ в рамках научно-экспертного сообщества (развитие различных научных ассоциаций, проведение научно-экспертных мероприятий и т.п.). Кафедры же должны приобрести опыт получения качественных научных материалов полезных для образовательного процесса. Реализация этих целей требует повышения качества работы на всех направлениях: в создании экспертных и научно-учебных материалов, научных публикаций, повышения эффективности структурообразующей деятельности в научном сообществе. Это возможно лишь на основе приобретения сотрудниками новых компетенций, повышения их научного и социального капитала.



Увеличение объёма привлечённых средств от государственных структур

(фин. капитал)


Социальный, научный капитал и компетенции сотрудников


Рис.1. Схема связи причин и следствий в развитии НКСМИ


Стратегия развития на основе системы сбалансированных показателей требует четкого определения стремлений организации с точки зрения четырех перспектив (финансов, клиентов, внутренних процессов, обучения и роста). Эти стремления конкретизируются на основе количественных показателей, что позволяет четко измерять степень достижения целей в различные моменты времени. Далее формируется набор предполагаемых инициатив-программ, которые должны стать органической частью стратегии. Эта сложная система взаимосвязей продемонстрирована на приведенной ниже таблице 1.

В то же время следует отметить, что выбранная нами сетевая модель предполагает приоритет процессов самоорганизации в НКСМИ. Поэтому реализация предложенных ниже конкретных элементов стратегии не должна превращаться в самоцель.


^ Таблица 1. Программа развития НКСМИ до 2015 г. по системе сбалансированных показателей.


Перспективы

Стремления

Показатели на 1 сотрудника

Цели

Предполагаемые инициативы

1. Финансы

Рост бюджета НКСМИ  

Объем привлеченных внешних средств (грантовое и проектное финансирование)

Увеличивать на 20% в год

Программа привлечения внешних средств

2. Клиенты

(государственные ведомства, кафедры МГИМО, отечественное и зарубежное научно-экспертные сообщества)

Создание спроса на интеллектуальный продукт, ассоциирующийся с НКСМИ

Количество служебных записок в государственные структуры

Увеличивать число на 10 % в год

Программа развития научно-экспертной работы в НКСМИ

Количество учебных программ в МГИМО, разработанных или обновленных сотрудниками НКСМИ

Увеличивать число на 10 % в год

Количество сносок на работы сотрудников НКСМИ в учебных программах МГИМО

Увеличивать число на 10 % в год

Число контактов с зарубежным научно-экспертными структурами (стажировки, поездки)

Увеличивать число на 20 % в год

Число публикаций на иностранных языках

Увеличивать число на 20 % в год

Число организованных

научных мероприятий

Увеличивать число на 10 % в год

Число научных мероприятий, в которых сотрудники приняли участие

Увеличивать число на 10 % в год

3. Внутренние процессы

Повышение качества научных публикаций, экспертных записок и репрезентативности научных мероприятий

Число публикаций в рецензируемых научных журналах

Увеличивать число на 10 % в год

Программа повышения качества научно-экспертной деятельности в НКСМИ

Число положительных отзывов от государственных структур

Увеличивать число на 10 % в год

Репрезентативность проводимых научных мероприятий (число участников, степени и статус участников).

Увеличивать индекс на 20 % в год

4. Обучение
и рост

Сетевая самоорганизация и самообучение сотрудников НКСМИ

Защиты кандидатских, докторских диссертаций


Число сотрудников, прошедших переобучение


Число новых приобретенных компетенций (оценка)


Увеличивать число на 10% в год.

Программа повышения компетенций сотрудников НКСМИ


Ниже стратегия развития НКСМИ анализируется на основе категорий системы сбалансированных показателей.

Видение - краткое описание того, как НКСМИ хочет быть воспринятым окружающим миром. ^ НКСМИ как ведущий экспертный центр по внешней политике и международным отношениям в России; центр интеграции науки и образовательного процесса в МГИМО.

Миссия — определение желаемых результатов деятельности: 1) интеллектуальные продукты, производимые НКСМИ, должны пользоваться большим спросом и иметь высокую репутацию у кафедр МГИМО, государственных ведомств, отечественного и зарубежного научно-экспертных сообществ; 2) обеспечить более, чем четырехкратный рост бюджета НКСМИ на 1 сотрудника к 2015 г. (примерно 20% рост в год).

Стремления — формулировка положений, достижение которых обеспечит успешную реализацию определенной стратегии. Для НКСМИ можно выделить 4 основных стремления: рост бюджета НКСМИ на 1 сотрудника за счет привлечения внешних средств;  создание высокого спроса на интеллектуальный продукт, ассоциирующийся с НКСМИ; повышение качества научных публикаций, экспертных записок и репрезентативности научных мероприятий НКСМИ; сетевая самоорганизация и самообучение новым компетенциям сотрудников НКСМИ.

Инициатива — программа действий, разработанная для достижения стремлений. Реформирование НКСМИ должно включать 4 взаимосвязанные программы-инициативы: программу привлечения внешних средств, программу развития научно-экспертной работы в НКСМИ, программу повышения качества научно-экспертной деятельности в НКСМИ, программу повышения компетенций сотрудников НКСМИ. Детальная конкретизация этих программ должна проводиться в переходный период (до 2010 г.), в то время, как основные их параметры заданы индикаторами общей стратегии развития НКСМИ.

^ Вехи реализации программы — сроки или события, указывающие, что какой-либо этап закончен, и следует проводить новые измерения с целью определения его успеха или неудачи.

В реализации программы развития НКСМИ можно выделить 3 этапа.

Первый этап предполагает постепенный переход на систему сбалансированных показателей и запуск синергетических сетевых механизмов саморазвития в работе НКСМИ. Об успешности запуска этих механизмов можно будет судить по 50 % росту по следующим показателям (количество служебных записок в государственные структуры, количество учебных программ в МГИМО, разработанных или обновленных сотрудниками НКСМИ, количество сносок на работы сотрудников НКСМИ в учебных программах МГИМО, число организованных научных мероприятий, число научных мероприятий, в которых сотрудники приняли участие, число публикаций в рецензируемых научных журналах, число положительных отзывов от государственных структур) и 100 % росту по следующим показателям (объем привлеченных внешних средств, число контактов с зарубежным научно-экспертными структурами, число публикаций на иностранных языках, репрезентативность проводимых научных мероприятий). Ориентировочной датой окончания данного этапа является 2010 год.

На втором этапе предполагается достижение 100 % роста по следующим параметрам (количество служебных записок в государственные структуры, количество учебных программ в МГИМО, разработанных или обновленных сотрудниками НКСМИ, количество сносок на работы сотрудников НКСМИ в учебных программах МГИМО, число организованных научных мероприятий, число научных мероприятий, в которых сотрудники приняли участие, число публикаций в рецензируемых научных журналах, число положительных отзывов от государственных структур) и достижение 200% роста по следующим параметрам (объем привлеченных внешних средств, число контактов с зарубежным научно-экспертными структурами, число публикаций на иностранных языках, репрезентативность проводимых научных мероприятий). Ориентировочной датой окончания первого этапа программы является 2012 год.

На третьем этапе предполагается предполагается достижение 200 % роста по следующим параметрам (количество служебных записок в государственные структуры, количество учебных программ в МГИМО, разработанных или обновленных сотрудниками НКСМИ, количество сносок на работы сотрудников НКСМИ в учебных программах МГИМО, число организованных научных мероприятий, число научных мероприятий, в которых сотрудники приняли участие, число публикаций в рецензируемых научных журналах, число положительных отзывов от государственных структур) и достижение 400% роста по следующим параметрам (объем привлеченных внешних средств, число контактов с зарубежным научно-экспертными структурами, число публикаций на иностранных языках, репрезентативность проводимых научных мероприятий). Ориентировочной датой окончания первого этапа программы является 2015 год.

Все приведенные выше количественные параметры исчисляются на одного сотрудника, т.е. измеряют интенсивный рост. Учитывая то, что экстенсивный рост организации составит также не менее 200% к 2015 г., в валовом (экстенсивном) исчислении все параметры также удваиваются.

^ Выравнивание НКСМИ по системе сбалансированных показателей — приведение учитываемых параметров организации к уровню, определенному стратегией. Выравнивание произойдет, когда НКСМИ перестанет быть простой совокупностью Центров, а составляющие его организационные и сетевые структуры вступят в синергетическое взаимодействие. Можно выделить три ключевые временные точки, на которых следует определять выравнивание: 2010, 2012 и 2015 гг.

^ Индикаторы исполнения программы — показатели, которые необходимо отслеживать, и тенденции изменения их значений в будущем. Все показатели должны иметь количественное выражение, в противном случае их невозможно отслеживать. В предлагаемой стратегии развития все показатели должны измеряться на 1 сотрудника (интенсивный рост), так как предполагается, что число Центров НКСМИ и, соответственно, количество сотрудников примерно удвоится к 2015 г. Соответственно, НКСМИ имеет и существенный потенциал экстенсивного роста.

Одной из важнейших задач при внедрении системы сбалансированных показателей является сбор соответствующей статистической информации. При этом некоторые из ключевых статистических данных первое время труднодоступны, что требует определенного переходного периода. Однако специалисты по системе сбалансированных показателей рекомендуют не отказываться от таких показателей ввиду трудности сбора данных. В предлагаемой программе развития НКСМИ к числу труднособираемых относятся данные по количеству сносок на работы сотрудников НКСМИ в учебных программах МГИМО и репрезентативности проводимых научных мероприятий (число участников, степени и статус участников). Внедрение обоих показателей требует чисто технических решений, в частности, использования соответствующих информационных технологий.

В целом, стратегия развития НКСМИ предусматривает достаточно длительный переходный период (до 2010 г.), в ходе которого будет собираться статистический материал и проверяться, позволяет ли намеченная система индикаторов реально обеспечить обратную связь в сетевой организации или она является лишь бюрократической фикцией.

С точки зрения финансовой перспективы ключевым показателем является объем привлеченных внешних средств (грантовое и проектное финансирование).

С точки зрения клиентской перспективы можно выделить следующие ключевые группы клиентов НКСМИ: государственные ведомства, кафедры МГИМО, отечественное и зарубежное научно-экспертные сообщества. Здесь можно выделить следующие количественные показатели: количество служебных записок в государственные структуры; количество учебных программ в МГИМО, разработанных или обновленных сотрудниками НКСМИ; количество сносок на работы сотрудников НКСМИ в учебных программах МГИМО; число контактов с зарубежным научно-экспертными структурами (стажировки, поездки); число публикаций на иностранных языках; число организованных научных мероприятий; число научных мероприятий, в которых сотрудники приняли участие. При этом все показатели легко подсчитываемы за исключением количества сносок на работы сотрудников НКСМИ в учебных программах МГИМО. Введение этого показателя требует специального решения с точки зрения информационно-программного обеспечения.

В перспективе внутренних процессов можно выделить следующие показатели, каждый из которых связан с одной из ключевых групп клиентов: число публикаций в рецензируемых научных журналах, число положительных отзывов от государственных структур, репрезентативность проводимых научных мероприятий (число участников, степени и статус участников). Из всех этих показателей сложнее всего измерима репрезентативность мероприятий. Для этого можно ввести показатель индекса репрезентативности (например, число «рядовых» участников умножается на 1, число участников-кандидатов наук на 2, число участников-докторов наук на 4, число VIP участников на 8).

С точки зрения обучения и роста можно выделить следующие показатели: защиты кандидатских и докторских диссертаций (при этом число докторских диссертаций может подсчитываться с индексом Х4 по отношению к кандидатским); число сотрудников, прошедших переобучение по общеуниверситетским программам; число новых приобретенных компетенций (оценка). Оценка может проводиться на общих собраниях директоров НКСМИ.

Важным аспектом программы развития НКСМИ является расчет финансовых средств. Последний, по определению, может носить лишь условный характер. Причиной является то, что основные средства на развитие предполагается привлечь извне в процессе самой реформы НКСМИ за счет синергетического эффекта сетевой организации. Успешность привлечения внешних средств, безусловно, является важнейшим индикатором стратегического выравнивания НКСМИ.

Ключевой задачей на переходный период является существенное увеличение премиального фонда для сотрудников и повышение эффективности его использования. Именно это способно запустить механизмы самообучения и самоорганизации сотрудников в нужном направлении. В течении переходного периода (первого этапа реформирования) необходимо увеличить премиальный фонд на 1 сотрудника на 100%. На протяжении второго этапа реализации программы – на 200%, на протяжении третьего этапа – на 400 %. Это будет означать размер премиального фонда (без учета увеличения числа Центров в 2 раза к 2015 г.) примерно до 10 млн. руб. к 2010 г., примерно до 20 млн. руб. к 2012 г. и примерно до 40 млн. руб. к 2015 г.

Для организации научно-экспертных мероприятий НКСМИ необходим собственный конференц-зал, который мог бы быть выделен из новых строящихся зданий МГИМО.

В процессе развития НКСМИ должны также существенно расти затраты на издания НКСМИ (увеличение количества, жанрового разнообразия, тиражей). К 2015 г. издательские затраты могут достигнуть 6-8 млн. руб. в год в текущих ценах.

Ключом к увеличению влияния НКСМИ на зарубежное научно-экспертное сообщество является увеличение числа командировок сотрудников. К 2015 г. общая сумма затрат на командировки может достигнуть 7-10 млн. руб. (без учета увеличения числа Центров).

Важной статьей затрат может стать открытие новых Центров. Их число может к 2015 г. удвоиться. Соответственно, удвоятся все виды затрат.

Необходимо уже в переходный период сделать постоянными затраты на стратегическое планирование и PR НКСМИ. На переходный период, до 2010 г. (первый этап реформирования) объем затрат на эти нужды должен составить порядка 2 млн. руб. в год. На втором этапе – 3 млн. руб. в год, на третьем – 4 млн. руб. в год.

Следует отметить, что указанные выше объемы средств трудно будет найти в бюджете МГИМО. В связи с этим их необходимо привлечь их извне в процессе развития НКСМИ.


7259592590878750.html
7259753457639181.html
7259922664278061.html
7259979161046644.html
7260225083413447.html