Эта книга о книгах. Окнигах и содержащихся в них идеях


ВВЕДЕНИЕ

О социологических теориях общества


Эта книга - о книгах. О книгах и содержащихся в них идеях. Но

это не просто книги и идеи. Это книги и идеи, которые выра-

жают смысл социальной жизни, создают образ социальной эпо-

хи, определяют направление социальной политики и в конеч-

ном счете - движение истории. Цель данной книги - реконст-

руировать, свести вместе и представить в единой и целостной

динамике те теории и основные констелляции идей, в которых

нашли свое понимание главные социальные процессы и формы

обществ XX века, запечатлелся грандиозный и многообразный

социальный опыт XX века.


XX век в высшей степени богат не только конкретными ис-

торическими событиями и процессами, но и разнообразием со-

циальных форм, быстро сменяющих друг друга. Это век, чрез-

вычайно насыщенный социальной инновативностью в широком

смысле слова. Социология фиксировала реальный историче-

ский процесс, социальную историю двадцатого столетия, преж-

де всего в форме последовательного ряда целостных социоло-

гических теорий общества. Экспликация и выстраивание со-

циологических теорий общества в соответствующей историче-

ской перспективе, их анализ, а также анализ методологических

оснований, на которых строятся эти теории, позволяет создать

картину реального социального движения, выявить его социо-

логический смысл.


Что же такое ? Теория

общества является ключевым и центральным компонентом со-

циологической теории в широком смысле слова. Все сколько-

нибудь крупные и оригинальные социологи были и крупней-

шими теоретиками общества, а сама оригинальность и значи-

мость теоретической позиции проявлялась, прежде всего, в

концептуализации того, что такое общество.


- это то социологическое понятие, которое

служит для обозначения социальной тотальности, описания со-

циального состояния в его целостности. Вся история развития

социологии свидетельствует о наличии в ней постоянной и на-


8


стоятельной потребности в концептуализации общественного

состояния в его целостности и обозначении этого целого через

какие-то содержательные характеристики.


Теория общества^ господствовала в социологии не столько

как определение ее исследовательского поля, сколько как

принцип объяснения, вскрывающий смысл социальной тоталь-

ности. Она выполняет роль социальной картины мира, горизон-

та понимания, задающего смысл и ориентацию всем конкрет-

ным теоретическим построениям и эмпирическим исследовани-

ям.


Анализ показывает, что любая теория общества имеет две

стороны, или две составляющие: материальную и формальную.

В зависимости от преобладания или <фор-

мального> содержания все теории общества можно разделить

на формальные и материальные.


Под формальной теорией общества следует понимать теоре-

тическое построение, в рамках которого устанавливаются фун-

даментальные компоненты и функциональные связи между ни-

ми, присущие всякому обществу, вне зависимости от его кон-

кретного исторического вида и состояния.


Формальная концепция общества может получить содержа-

тельную или историческую спецификацию, становясь в таком

случае материальной теорией общества, например, <теорией

промышленного общества>, ,

и т.п. Целью таких тео-

рий является содержательная, или материальная спецификация

конкретных исторических образований посредством выявления

каких-то качественных доминант, определяющих и объясняю-

щих содержание целого и, соответственно, всех его частей и

процессов, причем не просто как системного или формального

целого, а как содержательного материального целого. ^ Матери-

альные теории общества стремятся найти и разработать такую

по возможности общую качественную, смысловую, ценностную


^О функциях теории в рамках социологического знания см.: Добрень-

ков В.И., Кравченко А.И. Социология. Т. 1. Методология и история. -

М., 2000. Гл. 5.


9


характеристику, которая передавала бы основное социальное

содержание социального действия и интеракции, ухватывала бы

базисные ценностные ориентации. Такая характеристика при-

звана тем самым определить механизмы и принципы включе-

ния человека в общество, социальную структуру, систему соци-

альной стратификации, характер социальных институтов, а

также выявить базисный социальный конфликт. Когда класси-

ческая социология называла общество эпохи модерна <про-

мышленным обществом>, и т. д., она по

существу и выделяла такие основополагающие содержатель-

ные, материальные характеристики. Точно так же базисную со-

держательную характеристику современного общества пытают-

ся установить современные теории, ориентированные на по-

стижение общества как целого, когда определяют его как <по-

стмодерновое>, и т. п.


Следует при этом оговориться, что любая материальная кон-

цепция общества в имплицитном или эксплицитном виде со-

держит формальную концепцию общества, а ее авторы придер-

живаются соответствующей методологической позиции. Этим и

объясняется тот факт, что конкретных материальных теорий,

описывающих исторически конкретное общество, может быть

много, и они будут различаться в зависимости от методологи-

ческих оснований, на которых они разрабатываются. Примером

могут служить теории капиталистического общества, создан-

ные с одной стороны К. Марксом, с другой - М. Вебером, или

теории развитого индустриального общества, созданные

Р. Ароном, с одной стороны, а с другой - Т. Адорно и М. Хорк-

хаймером. Таких примеров в истории социологии, включая со-

временный ее этап, множество.


Именно материальные концепции общества являются наи-

более пригодным инструментом для концептуализации истори-

чески конкретных социальных состояний, а также для понима-

ния исторической трансформации этих состояний, процессов и

форм. Социальная история может быть показана через историю

последовательной смены различных теорий общества. Более

того, существует известный, легко прослеживаемый паралле-

лизм между реальным историческим процессом трансформации


10


социальных форм и историей социологических теорий общества.


Анализ материальных теорий общества показывает, что в

каждой из теорий, относящихся к конкретным этапам развития

общества, не только наличествуют общие для них всех содер-

жательные характеристики соответствующего общества, но и

методологические подходы, которые не всегда получают экс-

плицитное выражение. Эти общие методологические позиции,

однако, можно с очевидностью выявить и продемонстрировать,

что мы, в числе прочего, и попытаемся сделать. Присутствие же

таких общих методологических оснований позволяет говорить

о существовании некоторой методологической парадигмы со-

циологического мышления, задействованной при описании об-

щества как целостности и разработке соответствующих теоре-

тических построений. Под социологической парадигмой мы

понимаем определенную фундаментальную концептуализацию

социальной реальности, базисные представления об обществе и

индивиде, характере и природе социального взаимодействия и

функционирования, которые лежат в основе всех этих теорий и

являются общими для них. Выявление и формулирование этой

методологической парадигмы является задачей не менее важ-

ной и значимой, чем экспликация соответствующих теорий об-

щества.


В истории развития социологии в части социологических

теорий общества можно выделить несколько периодов, совпа-

дающих с соответствующими историческими периодами разви-

тия общества, его социальной, культурной и экономической

сфер.


I период: конец XVIII - начало XX в.;


II период: начало XX в. - 70-е годы XX в.;


III период: 70 - 80-е годы XX в. - по настоящее время.


Каждый из этих периодов имеет свою специфику и каждый

концептуализировался рядом теорий, которые не просто сопос-

тавимы и сравнимы, за ними с очевидностью предстает общее

историческое и социальное содержание.


Первый период: конец XVIII - начало XX вв. Это период

становления обществ модерна, характеризующихся как индуст-

риальные, капиталистические, оформленные как национальные


11


государства. В тот период происходит и становление социоло-

гии в качестве способа теоретического самопостижения и само-

понимания этих обществ, в качестве средства их саморефлек-

сии. Речь идет о периоде, известном в истории социологии как

классическая социология.


Классическая социология XIX в. не была однородным и ко-

герентным теоретическим образованием. Однако в рамках раз-

личных социологических построений, усилиями различных

теоретиков была выработана социологическая теория промыш-

ленного капиталистического общества: теории капиталистиче-

ского общества К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, теории про-

мышленного общества Э. Дюркгейма, Г. Спенсера и др.


^ Теории промышленного капиталистического общества, раз-

работанные крупнейшими социологами в рамках классической

социологии, могут быть объединены и реконструированы в ка-

честве целостного теоретического образования. Обусловлено

это, как представляется, двумя моментами. Во-первых, доста-

точно когерентной природой социальной реальности обществ

XIX в. Во-вторых, общими методологическими позициями, ко-

торые лежат в основе материальных теорий обществ, создавае-

мых в рамках социологической классики.


Методологическую основу теории промышленного капита-

листического общества составила . Не

вызывает сомнения, что в основе всех, самых различных клас-

сических социологических теорий лежала одна определенная

парадигма концептуализации социальной реальности. Речь идет

о понимании труда как базисного социообразующего фактора.

Труд стал объектом и предметом социологического исследова-

ния с самого начала возникновения социологии как науки на

рубеже XVIII - XIX веков. Более того, в силу основополагающе-

го характера труда для формирования и функционирования об-

ществ модерна он стал одной из базисных категорий большин-

ства социологических теорий. ^ Социология исходила главным

образом из факта быстрого количественного роста труда в сфе-

ре промышленного производства, из его очевидной способно-

сти преобразовывать общество, определять классовую и соци-

альную структуру обществ, образцы и типы социального дейст-


12


вия. Осмысление трудовой деятельности, освободившейся от

феодальных пут, регулируемой только рынком, ориентирован-

ной на конкретное приложение и понукаемой ,

стало основой теоретических построений социологии. Сфера

хозяйства, или экономика стала сферой, объясняющей все ос-

тальные социальные процессы и формы. В классической социо-

логии сформировался экономический объяснительный принцип,

а базисной теоретической моделью стала модель трудового

общества^.


Теория промышленного капиталистического общества как

некая идеально-типическая модель - это вполне когерентная

теория, дающая исчерпывающее представление об обществах

XIX столетия, их основных характеристиках, социальной

структуре, основных конфликтах, типе политической организа-

ции и культуре. Реконструируем основные ее моменты, опира-

ясь на анализ теорий промышленного капиталистического об-

щества, разработанных О. Контом, К. Марксом, Г. Спенсером,

М. Вебером, Э. Дюркгеймом.


- Среди главных черт промышленного капиталистического

общества следует, прежде всего, назвать индустриализм. Это

означает, что экономическая сфера представляет собой произ-

водство товаров при помощи машинной технологии и неживых

источников энергии, а ее основу составляет развитая система

разделения труда, как в рамках самого производства, так и об-

щества в целом. Именно эти черты промышленного общества

легли в основу его концептуализации в рамках различных орга-

ницистско-функционалистских теорий, например, О. Конта,

Э. Дюркгейма, Г. Спенсера и др.


- Промышленное общество является капиталистическим

обществом. Эта черта промышленного капиталистического

общества получила наиболее фундаментальное осмысление в

социологических теориях К. Маркса и М. Вебера. Как капита-

листическое, промышленное общество основано на частной


^См. об этом подробнее: Полякова Н.Л. От трудового общества к ин-

формационному: Западная социология об изменении социальной роли

труда. - М.: Наука, 1990.


13


собственности на материальные средства производства, на сво-

боде рынка, на свободе труда, на рациональной технике, ком-

мерческой постановке хозяйственной деятельности, биржевых

операциях. Фундаментальным для капитализма является его

внутренне противоречивый, конкурентный, конфликтный ха-

рактер. Производственный процесс осуществляется как эконо-

мическая эксплуатация наемного труда. Особо подчеркивается

экспансионистский характер капитализма, стремительная коло-

низация им территорий, общества и культуры, указывается на

стремление к максимизации прибыли в качестве одной из черт,

определяющей движение экономики в целом и мотивацию каж-

дого конкретного социального агента.


- Промышленное капиталистическое общество - это граж-

данское сообщество, оно не является корпоративным. Оно не

представляет собою единое социальное образование, интегри-

рованное посредством политико-государственного механизма в

единую иерархическую систему статусов, каковым является

докапиталистический тип общества. Г. Спенсер, много внима-

ния уделивший именно этому аспекту в исследовании промыш-

ленного общества, подчеркивал, что промышленное общество -

это общество, в котором государство и вообще все политиче-

ские институты отделены от экономики и от различных соци-

альных институтов, осуществляющих внутреннюю интеграцию.

^ Промышленное общество представляет собой первое в истории

общество, в котором присутствует развитая гражданская сфера -

сфера гражданского общества - с ее институтами обществен-

ного мнения, различными свободными объединениями граж-

дан, разнообразными гражданскими организациями. Не мень-

ше, чем Г. Спенсер, об этом писали О. Конт, Э. Дюркгейм и

другие представители социологической классики.


^ Система внутренней интеграции общества строится на осно-

ве обменно-функционалистской, т. е. профессионально-трудо-

вой, а не статусной организации системы взаимодействий. Она

предполагает формальное правовое равенство участников взаи-

модействий. Кроме того, взаимодействие должно быть добро-

вольным и свободным, а обмен взаимными трудовыми услуга-

ми быть справедливым. На таком понимании справедливости


14


должен основываться найм рабочей силы. Только в этом случае

общество и его различные сферы не будут демонстрировать

аномийные, кризисные явления, забастовки и революции.


- Промышленное капиталистическое общество - это классо-

вое общество. Данное утверждение является общим для всей

классической социологии. В общем и целом в рамках классиче-

ской социологии классы предстают как социальные группы,

которые формируются в рамках экономики или системы обще-

ственного разделения труда и отличаются своим отношением к

собственности на средства производства (т. е. владением или

невладением ею), своим местом и ролью в системе производст-

ва (или общественного разделения труда), способом получения

и размерами своего дохода. Именно классовая структура обще-

ства формирует политическую ситуацию, систему властных

отношений в обществе, определяет основной социальный кон-

фликт. Рассмотрение и анализ общества с точки зрения распре-

деления классовых сил, классовый анализ как таковой становится

одним из ведущих методологических подходов в социологии.


- В политическом отношении промышленное капиталисти-

ческое общество предстает как национальное государство. На-

ция - это тот совершенно новый тип социального и политиче-

ского сообщества, который возникает в обществах модерна.

Государство репрезентирует нацию и гражданское общество.

Государство самым активным образом взаимодействует с граж-

данским обществом. Оно способствовало становлению капита-

лизма политикой протекционизма, системой пошлин, налогов,

охраной экономической территории. Как подчеркивал, к при-

меру, Вебер: буржуазия в современном смысле слова возникла

из союза государства и капитала. Именно национальное госу-

дарство создает условия для дальнейшего существования капи-

тализма.


Представленная система концептуализации, разработанная

в рамках классической социологии, и ассоциировалась в пер-

вую очередь с понятием <промышленное капиталистическое

общество> или . Она вобрала в себя

весь социальный опыт XIX в. и стала той системой теоретиче-

ских представлений, от которых первоначально отталкивалась


15


социологическая мысль XX в. в осмыслении совершенно ново-

го социального опыта, который принес с собою XX век.


Начало XX века оказалось связанным с радикальной транс-

формацией фундаментальных оснований социального порядка,

появлением новых типов обществ, существенным образом от-

личающихся от обществ XIX в. Вместе с XIX веком уходят в

прошлое общества, базирующиеся на принципах свободного

рынка, ничем не ограниченной конкуренции, свободно дейст-

вующем индивиде. Уходит в прошлое либералистская система

взглядов на отношения индивида и общества, государства и

общества, государства и экономики. XX век становится веком,

принесшим совершенно новый социальный порядок, получив-

ший название организованного (а не либерального) капитализ-

ма, государственно-монополистического капитализма, импе-

риализма. Осмысление этого нового социального порядка нача-

ло осуществляться в совершенно новых концептуальных схе-

мах, методологических подходах и породило новые теории об-

щества, специфической чертой которых является то, что их

практически невозможно (в отличие от теорий общества клас-

сической социологии) объединить в какую-то одну идеально-

типическую модель. Социальный опыт XX в. оказался настоль-

ко вариативен и сложен, что сформировать какую-то общую

социологическую модель оказалось практически невозможным

делом, несмотря на очевидное наличие точек схождения.


В большинстве теорий общества, сформировавшихся в XX

в., экономическая сфера продолжает представать как домини-

рующая. Она определяет сферу государства и политики, суще-

ственным образом влияет на подсистему культуры и социаль-

ную подсистему. В этот период общество осмысляется как го-

сударственно-монополистический, как организованный капита-

лизм, как менеджериальное общество; как корпоративное об-

щество, как массовое общество, наконец, как зрелый, или раз-

витый капитализм и как развитое индустриальное общество.

Эти последние теории, которые вбирали в себя все основные

положения теорий организованного капитализма, менеджери-

ального общества, массового общества и т.д., вновь воспроиз-

водили предложенную классическими


16


социологическими теориями. ^ Однако сама сфера труда приоб-

рела теперь радикально новые характеристики, поэтому и воз-

никающие теории общества получили фундаментально иные

черты. Речь шла в них уже о совсем иных обществах.


Важнейшие фундаментальные характеристики обществ XX

в. - организованность, массовость, а главное - рефлексивно-

проективный характер социальной практики. Именно они ста-

новятся главными темами социологического анализа, главными

теоретическими перспективами на общество. Концептуализа-

ция этих характеристик приводит к оформлению двух фунда-

ментальных идеально-типических теорий общества - массового

общества и общества организованного капитализма. На этих

двух моделях базируются все остальные варианты и переход-

ные модели: менеджериального, корпоративного, тоталитарно-

го, развитого индустриального обществ.


В конце 60-х - начале 70-х годов начинается новый этап со-

циально-экономического развития. ^ В обществе широко разво-

рачивается телекоммуникационная революция, меняющая эко-

номическую сферу и всю сферу труда в широком смысле слова.

^ Претерпевает очень существенные изменения система ценност-

ных ориентаций, вся сфера культуры и смыслов. Соответствен-

но, возникают новые теории общества, которые ставят своей

целью осмыслить и зафиксировать те социальные изменения,

которые характеризуют этот этап развития общества. Они вхо-

дят в историю социологии как теории постиндустриального

общества, теории информационного общества, а затем - как

теории постмодерна.


Они едины в том, что рассматривают современное социаль-

ное состояние как совершенно новый этап социально-

экономического развития общества, кардинальным образом от-

личающийся от предшествующего этапа. Фундаментальным

фактором, отличающим информационное и постмодернистское

общество от индустриального и модернистского, является из-

менение характера труда, роли системы производства в обще-

стве в целом, изменение принципов и характера рационально-

сти, усиление роли научного знания. Информация рассматрива-

ется как системообразующий фактор нового общества, новой


17


социальной реальности. Производство, сфера труда уже не счи-

тается фактором, полностью определяющим общественное уст-

ройство. Изменяется роль культуры, оформляется совершенно

новая система массовых коммуникаций, позволяющая говорить

о формировании . В полной мере проявля-

ется процесс глобализации.


Социальные трансформации, начавшиеся в 70-х годах XX в.,

оказались настолько радикальными, что потребовали не просто

уточнения, изменения акцентов или смещения угла зрения на

общество, например, через подчеркивание его массового или

организационного характера. ^ Эти трансформации заставили

пересмотреть фундаментальные методологические основания

социологической теории общества, определить отношение к

теории общества, разработанной в рамках классической социо-

логии XIX в., а затем в социологии XX в. Встала задача выра-

ботки новых теорий современного общества, адекватных новым

социальным реалиям и способных заменить методологическую

модель, на которой основывались все прежние теории общест-

ва. Мысль фиксирует действительность, придает ей форму, а

главное - называет ее. Эти именования оформляют затем ори-

ентиры практического действия. Такое оформление и называ-

ние всегда необходимы для ориентации в социально-

историческом времени, но особенно необходимы они в совре-

менных условиях размытого, недостоверного и фрагментиро-

ванного социального опыта, размытых и фрагментированных

смыслов. Современное практическое действие требует очень

четкой ориентации и понимания, что такое современность, ко-

торые даются только на основе теоретического социального

знания. Предлагаемая вниманию читателя книга и является по-

пыткой упорядочить и свести воедино разработанные социоло-

гией представления о развитии обществ в XX в., их специфиче-

ских формах и закономерностях функционирования.


ЧАСТЬ I

^ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА

НАЧАЛА XX ВЕКА - 70-х ГОДОВ XX ВЕКА



7249519116628924.html
7249620218117417.html
7249732997023580.html
7249835834011168.html
7250000961712647.html