Н. Г. Баранец Философская пропедевтика Учебное пособие - страница 6

^ 1.7 Ренессансный тип философствования

Эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.) в культурном отноше­нии является временем переходным: это уже не Средневековье, но еще и не Новое время. Трансформационные процессы, проис­ходившие в социально-экономической сфере, войны и эпидемии, казалось бы, мало способствовали возникновению искусства Возрождения и оптимистической ренессансной философии. Тем не менее, сложившийся слой интеллигенции, относительное сво­бодомыслие в городах – республиках Италии и некоторое сниже­ние диктата церкви в духовной сфере (появление самостоятель­ных светских образовательных учреждений) сделало возможным феномен культуры Ренессанса.

Главной отличительной особенностью культуры Ренессанса, во многом еще связанной со своей средневековой основой, считается присущей ей диалогичность. Как определил Л. Баткин: «Ренессанс – это культура общения культур».

Ренессансный тип философствования отличает тенденция диалогичности (проявляется в диалоге, как структурном определении мышления его деятелей, как способе общения, как литературно-философском жанре). Кроме того, так же как для культуры средних веков, Возрождению свойственен дидактизм (ренессансная философия претендует на роль воспитателя нравов, перевоспитания общества).

Установки ренессансного типа философии:

антропоцентризм (человек достаточно ценный объект для изучения, он есть лучшее творение бога);

доверие к естественному разуму (человек в состоянии познать мир, опираясь на опыт и разум).

^ Онтологический принцип – пантеизма (мир сотворен Богом, который нетрансцендентен миру, а пребывает в нем, что «оправдывает» каждую частицу Природы и человека).

^ Гносеологические принципы – интеллектуальной интуиции (доверие к человеческому разуму столь велико, что возникает идея о возможности человеку самостоятельно познать мир во всех противоречиях и Бога) и иерархичности средств познания (полноценное знание возможно при сочетании чувственного опыта, рассудка, разума, интуиции).

Этика определялась принципами гуманизма и праксеологии (счастье человека состоит в активной борьбе за добро).

Проблематика, интересовавшая мыслителей Возрождения, в разные периоды несколько варьировалась, хотя центральной темой был человек.

В гуманистический период (ХIV в.) исследовалась проблема сущности человека и критерий оценки его жизни (учение о достоинстве человека строилось на изменении отношения к земной жизни, которую следует прожить, реализуя свои таланты и гордясь своими успехами (по Франческо Петрарке).

Петрарка Франческо (1304 – 1374) – «отец гуманизма». Хри­стианство принимал в несхоластизированной форме. Стоял за актив­ную самореализацию человека: «Порядок та­ков, чтобы смертные прежде всего заботились о смертных вещах, и чтобы вечное следовало за проходящим.

Лоренцо Валла (1407 – 1457) – филолог, один из основателей метода сравнительного анализа. Раскрыл неподлинность Дара Констан­тина. В этике предпочитал эпикуризм.

В период неоплатонизма (ХV в.) ставилась проблема опре­деления места человека в мире, в космосе и возможность их по­знания мистически-интуитивным образом (Пико делла Мирандола).

Пико делла Мирандола (1463 – 1495) – граф, сеньер Конкордии. В 24 года написал 900 тезисов: «никому не присягая, пройдя путями всех учителей философии, все исследовать … коснуться всех
доктрин». Задача познания – изучение природных закономерностей.


^ Взгляды Пико делла Мирандола


Пантеизм:








^ У
Человек
чение о свободе ч еловека:


В период утопический (начало ХVI века) рассматривалась проблема воспитания человека и создания «идеального государства» (Томас Мор, Никколо Макиавелли).


^ Модель государства по Т. Мору и Н. Макиавелли





Т. Мор

(1478 – 1535)

Н. Макиавелли

(1469 – 1527)

Книга

Утопия (1516)

Государь (1532)

Идеал
государства

Демократия, основанная на коммунистической организации труда

Демократия, но в переходный период возможна монархия

 «Цель оправдывает средства» (цель – безопасность государства)

Отношение к людям

Каждый человек может достичь «духовной свободы и просвещения»

«О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива»

Отношение к религии

Веротерпимость – каждый волен сам мыслить Бога

Помогает сплочению народа.

Против христианства, за восстановление язычества


В период реформации (ХVI в.) главной считалась проблема определения цели человеческой жизни и воспитания чувства долга в человеке как божьем творении.


^ Концепции реформаторов





Эразм Роттердамский

(1469 – 1536)

^ Мартин Лютер

(1483 – 1546)

Жан Кальвин

(1509 – 1564)

Книга

«Похвала глупости» (1509)

«Девяносто пять тезисов» (1517)

«Наставление в христианской вере» (1536)

Отношение к человеку

Положительное, человек – «благородно существо», ради него Бог построил мир.

Против идеи испорченнос­ти человеческой природы первородным грехом

Критическое, человек склонен ко злу

Критическое.

 Принцип предо­пределения: Бог предопреде­лил одних к «спасе­нию», других к «осуждению»

Отношение к Богу

Бога следует любить.

«Никто так не заслужи­вает гимна эпикурейца, как прославляемый и чтимый глава христианс­кой философии»

Богу следует доверять, он милосерден

Бога следует бояться

Идеал жизни

Исход вечного спасения зависит от Бога, а ход земных дел – от свободной воли человека.
Эпикуризм

Спасение зависит от искренности веры, а не «добрых дел», таинств и обрядов

Спасение не зависит от человека.

Аскетизм.

«Молись и трудись»

Реформация – антикатолическое движение в Европе в первой половине ХVI века, положившее начало протестантизму. Реформация удешевила, упростила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности.

В период натурфилософский (ХVI – начало ХVII вв.) исследовалась проблема создания целостного взгляда на Космос на основании идей пантеизма и гилозоизма.

Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности.


^ Виды пантеизма





Николай
Кузанский
(1401 – 1146)

Джордано
Бруно
(1548 – 1600)

^ Теофраст
Парацельс
(1493 – 1541)

Положение в обществе

Кардинал римс­кой католической церкви

Беглый монах и свободный мыслитель

Врач и естествоис­пытатель

Пантеизм

Сочетался с католицизмом

Сочетался с гилозоизмом

Сочетался с панпсихизмом

Бог и мир

Иисус Христос (как единое и про­стота) эманирует в бесконечно сложный и множественный мир

Природа как суб­станция порож­дающая предста­ет в эмпириче­ском мире – «по­рожденной при­роде».

Мировая душа – это творческое начало, форми­рующая причина и внутренняя сила, то есть Бог

Иисус Христос творит мир из не­зависимой перво­материи и из него создает универ­сум, населенный не только людьми и животными, но и гномами, эльфами, сильфидами, са­ламандрами, ун­динами и т.д.


Средства познания

Чувственное вос­приятие, рассу­док, разум и ин­туиция.

Человек как конечное существо
не может познать
бесконечного мира, по мере роста знания растет его незнание


Незнание

Знание


Против схолас­тики за опытное познание.

Практиковал ал­химию и магию как средства по­знания природы

Познание природы возможно, так как человек соответ­ствует природе.

Необходимо сочетать эмпирическое и рациональное познание.

Медицина – нату­ральная магия.

Постижение «ар­хея» (духа, которым проникнуто все в природе) – универсальный ключ к познанию – дает алхимия.

Особенное

«Бог во всех ве­щах, как все они в нём»

 «Другие миры так же обитае­мы, как и этот»

«В природе всё – лекарство»



Параллельно с философией природы развивается новое ес­тествознание, реализующее радикальную переоценку старых тра­диций и предпосылок. Оно приносит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших источников новой философии. Отбрасываются господствовавшие в средние века философские и методологические основы науки и создаются новые. Ученые Ре­нессанса на первый план выдвигают опыт, изучение природы, экспериментальный метод исследований. Видное место завоевы­вает математика, принцип математизации науки соответствует основным прогрессивным тенденциям развития науки, научного и философского мышления.

Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Николая Коперника (1473 – 1543), Иоганна Кеплера (1571 – 1630) и Галилео Галилея (1546 – 1642). Важнейшим полем боя, на котором происходило сражение между новым и старым миром, между религией и наукой, была астрономия. Средневековое религиозное учение было основано на представлении о Земле как богом избранной планете и о привилегированном положении человека во Вселенной.

Николай Коперник выступил против искусственной системы, основанной на геоцентрических представлениях, и создал гелиоцентрическую теорию. Его основной труд «О круговых движениях небесных тел» вышел в год его смерти.

Учение Коперника было революционным событием в истории науки. Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение Папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил – хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре – вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии.

С именем немецкого астронома Иоганна Кеплера связана прежде всего теория о закономерностях движения планет, которую он доказал математически. И. Кеплер в 1600 году был приглашен к пражскому двору короля Рудольфа II. В течение двенадцатилетнего пребывания здесь он на основе своих наблюдении сформулировал первые два закона о движении планет вокруг Солнца и описал их в книге «Astronomia Nova».

Гениальный ученый Ренессанса, физик и астроном Галилео
Галилей путем экспериментальных исследований делает ряд открытий, формулирует научные законы. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, он обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры и т.д. Свои открытия он опубликовал в труде под названием «Звездный вестник» (1610). Наибольшей заслугой Галилея было наглядное подтверждение правильности гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира. Главным произведением Галилея является «Диалог о двух главнейших системах, мира – Птолемеевой и Коперниковой» (1632). Его творчество знаменует отход от старых традиций естествознания, идущих от Аристотеля. Он выразил следующую идею: книга природы закрыта для нас, но, чтобы мы могли ее читать, нужна математика, ибо эта книга написана математическим языком. Галилей развивает новую методологию науки, основывающуюся на экспериментах и математике. В отличие от старого схоластического, качественного метода, который основывался на учении о свойствах и сущностях вещей и на доказательствах иерархически неизменного бытия, наиважнейшим у Галилея является количественный метод. Природные процессы измеримы, отсюда вытекает возможность установить точными методами их законы как законы временных и пространственных отношений. Этим самым Галилей открывает возможность постижения гармонии мира под другим углом: открыть и вычислить универсальную динамичность движения математическим и геометрическим способами. Это предполагает разложить всё на простейшие элементы и затем вновь рациональным математическим способом реконструировать. Из экспериментально доказываемого единства индукции и дедукции Галилей выводит обоснование механики.

^ Цель философии ренессанса – указать человеку возмож­ность творческого самосовершенствования.

Дух философии определяется как меланхолический опти­мизм: с одной стороны, человек может достичь личного совер­шенствования, с другой – это не приведет к радикальному преоб­разованию социума (в целом, для человека эпохи Возрождения будущее казалось страшным, а свое время воспринималось как кратковременный расцвет перед новым упадком).

^ Самосознание философи�� – деятели ренессансной философии четко отделяли себя от религии, но не считали необходимым провести демаркационную линию между философией и всей остальной системой наук.

По своему социальному составу философы ренессансной эпохи относились к интеллигенции – пока немногочисленной социальной группе, но весьма сплоченной. Ренессансная философия находилась в конфронтации с философией схоластической, университетской. Так как интеллигент занимался философией не профессионально, а по душевному призванию, поэтому обмен идеями происходил в неформальной обстановке – в кружках, при дворах меценатов, при дружес­кой переписке.

^ Жанры философской литературы отражают художественно-образную ориентированность гуманистов – диалоги, письма, сонеты, поэмы, утопические романы, натурфилософские трактаты.






Категории:

пантеизм, гуманизм, счастье, достоинство, микрокосм, макрокосм, мировая душа, дух, гилозоизм, панпсихизм.







Литература

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1979.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 1993.




Ответьте на вопросы

1. В чем принципиальное различие в понимании человека в средневековой и возрожденческой философии?

2. Как развивался принцип пантеизма в натурфилософский период?

3. В чем состоял «гуманизм» философских учений эпохи ренессанса на каждом из этапов?

4*. В чем счастье утопийцев? Почему существовало такое жесткое материальное ограничение потребностей утопийцев?


^ Ф
илософский практикум

Проанализируйте высказывания Монтеня: какие принципы философии Возрождения они отражают? Каким было его отношение к религии? Сформулируйте основные положения этики стоицизма.

«Смерть – не только избавление от болезней, она – избавление от всякого рода страданий.

Презрение к жизни – нелепое чувство, ибо в конечном счете она – все, что у нас есть, она – все наше бытие... Тот, кто хочет из человека превра­титься в ангела, ничего этим для себя не достигнет, ничего не выиграет, ибо раз он перестает существовать, то кто же за него порадуется и ощутит это улучшение?

Каких только наших способностей нельзя найти в действиях жи­вотных! Существует ли более благоустроенное общество, c более разнооб­разным распределением труда и обязанностей, c более твердым распоряд­ком, чем у пчел? Можно ли представить себе, чтобы это столь налаженное распределение труда и обязанностей совершалось без участия разума, без понимания?

Все сказанное мною должно подтвердить сходство между положением человека и положением животных, связав человека со всей остальной массой живых существ. Человек не выше и не ниже других...

Когда Платон распространяется о телесных наградах и наказаниях, которые ожидают нас после распада наших тел или когда Магомет обещает своим единоверцам рай, устланный коврами, украшенный золотом и драгоценными камнями, рай, в котором нас ждут девы необычайной красоты и изысканные вина и яства, то для меня ясно, что это говорят насмешники, приспособляющиеся к нашей глупости... Ведь впадают же некоторые наши единоверцы в подобное заблуждение.

Вместе c Эпикуром и Демокритом, взгляды которых по вопросу о душе были наиболее приняты, философы считали, что жизнь души разделяет об­щую судьбу вещей, в том числе и жизни человека; они считали, что душа рождается так же, как и тело; что ее силы прибывают одновременно c те­лесными; что в детстве она слаба, а затем наступает период ее зрелости и силы, сменяющийся периодом упадка и старостью.

Поразительно, что даже люди, наиболее убежденные в бессмер­тии души, которое кажется им столь справедливым и ясным, оказывались все же не в силах доказать его своими человеческими доводами.

Признаем чистосердечно, что бессмертие обещают нам только бог и религия; ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом».

(Монтень М. Опыты. Кн. II. М., Л., 1958.
C. 27, 30, 146, 151, 219, 220, 256, 260, 261)


^ Какие принципы философии Д. Бруно нашли отражение в этом отрывке из его работы «Диалоги». В чем специфика его пантеизма?

«Теофил. В самом теле природы следует отличать материю от души и в последней отличать этот разум от его видов. Поэтому мы называ­ем в этом теле три вещи: во-первых, всеобщий интеллект, выраженный в вещах; во-вторых, животворящую душу всего; в-третьих, предмет. Но на этом основании мы не будем отрицать, что философом является тот, кто в своей философии приемлет это оформленное тело, или, как я предпочел бы сказать, это разумное животное, и начинает c того, что берет за первые на­чала некоторым образом члены этого тела, каковы воздух, земля, огонь; да­лее – эфирная область и звезды; далее – дух и тело; или же – пустое и пол­ное...

как об одном и том же предмете могут судить различные чувства, и одна и та же вещь может рассматриваться различным образом. Кроме то­го, как уже было отмечено, рассуждение о вещи может производиться раз­личными головами. Много хорошего высказали эпикурейцы, хотя они и не поднялись выше материального качества. Много превосходного дал для по­знания Гераклит, хотя он и не вышел за пределы души. Анаксагор сделал успехи в познании природы, ибо он не только внутри ее, но, быть может, и вне и над нею стремился познать тот самый ум, который Сократом, Плато­ном, Трисмегистом и нашими богословами назван богом.

Имеется первое начало Вселенной, которое равным образом должно быть понято как такое, в котором уже не различаются больше мате­риальное и формальное и о котором из уподобления ранее сказанному мож­но заключить, что оно есть абсолютная возможность и действительность. Отсюда не трудно и не тяжело прийти к тому выводу, что всё, сообразно субстанции, едино, как это, быть может, понимал Парменид, недостойным образом рассматриваемый Аристотелем».

(Бруно Д. Диалоги. М., 1949. С. 235-240, 247»


^ Проанализируйте рассуждения Н. Кузанского. Сравните его пантеизм с пантеизмом Д. Бруно.

«Оставаясь человечески конкретным, единство человечности явно свертывает в себе сообразно природе своей определенности всё в мире. Сила ее единства все охватывает, всё замыкает в пределах своей области, и ничто в мире не избегает ее потенции. Догадываясь, что чувством, или рассудком, или интеллектом достигается всё, и замечая, что она свертывает эти силы в собственном единстве, она предполагает в себе способность человеческим образом прийти ко всему. В самом деле, человек есть бог, только не абсолютно, раз он человек; он – человеческий бог (humanus deus). Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он – микрокосм, или человеческий мир. Область человечности охватывает, таким образом, своей человеческой потенцией бога и весь мир. Человек может быть человеческим богом; а в качестве бога он по-человечески может быть человеческим ангелом, человеческим зверем, человеческим львом, или медведем, или чем угодно другим: внутри человеческой потенции есть по-своему всё.

В человечности человеческим образом, как во Вселенной универсаль­ным образом, развернуто всё, раз она есть человеческий мир. В ней же че­ловеческим образом и свернуто всё, раз она есть человеческий бог».

(^ Николай Кузанский. Сочинения: в 2 т. М., 1979. Т. 1. С. 258-261)



7244085228325746.html
7244242964238750.html
7244331911334497.html
7244414151140251.html
7244493179758152.html